«Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы(Омбудсменом)»

О нас

Институт Омбудсмена – прошлое и настоящее

В ряде стран, если обратиться к современным словарям, омбудсменом является специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод. А также чиновник, рассматривающий претензии граждан к правительственным служащим. В отличие от других структур, он осуществляет контроль и ведет расследование с точки зрения не только законности, но и эффективности, целесообразности, добросовестности, справедливости. Должностные лица этого рода имеют разные названия: собственно "омбудсмен" - в скандинавских странах; "народный защитник" - в Испании и Колумбии; "посредник" - во Франции; "адвокат" - в Румынии. Омбудсмен может избираться или назначаться различными способами. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену непосредственно. Обнаружив упущение или злоупотребление, омбудсмен указывает на это соответствующему органу или должностному лицу и предлагает их устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент. Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе. Во Франции граждане обращаются к посреднику не непосредственно, а через своего сенатора или депутата. В РФ аналогичный омбудсмену институт носит название Уполномоченного по правам человека.

Шведские корни.

Институт Омбудсмена впервые возник в Швеции в XVI веке и выполнял контрольные функции королевской власти по отношению к судебным чиновникам. Решающую роль в изменении статуса и компетенции омбудсмена в Швеции сыграл разгром шведов под Полтавой русской армией под предводительством Петра I. Король Швеции Карл XII на протяжении нескольких лет находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве пришла в упадок. Для наведения порядка среди чиновников и судей он учредил пост Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью правительственных чиновников. Основными принципами деятельности Омбудсмена были провозглашены: верховенства закона, независимости от властей, ответственности государственных служащих за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, вплоть до судебного преследования. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и широкие полномочия по контролю органов правосудия и королевской администрации.

После смерти Карла XII в 1718 году в Швеции наступило парламентское правление; на протяжении определенного периода времени Канцлера юстиции назначал парламент. Затем вновь наступила эпоха сильных королей, назначавших Канцлера юстиции. И лишь после войны с Россией, когда Швеция потеряла территорию Финляндии, а король потерял трон, была принята Конституция, установившая баланс власти короля и парламента. В результате в 1809 году в соответствии с Конституцией Швеции введен институт Омбудсмена юстиции, который был уже отделен от канцлера юстиции, подчиненного королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции являлось то, что Канцлер защищал интересы короля, а Парламентский омбудсмен - интересы простых людей от нарушений закона чиновниками. Омбудсмен юстиции назначался шведским парламентом (Ригсдагом) и был ему подотчетен. Омбудсмен осуществлял надзор за судами и административными органами, был наделен широкими прокурорскими полномочиями - обладал компетенцией возбуждения судебного производства против лиц, совершивших противоправные действия при исполнении должностных обязанностей.

Прошло почти два столетия, но и сегодня Парламентские Омбудсмены следуют основным принципам, которые сохранились с тех пор. В настоящее время статус Парламентского омбудсмена (Омбудсмена юстиции) практически не изменился. По-прежнему в соответствии с Конституцией Швеции омбудсменом юстиции может быть лицо, пользующееся широкой известностью и уважением в обществе. Омбудсмен избирается на 4 года, в своей деятельности независим, обладает чрезвычайными полномочиями и имеет доступ к любым, в том числе секретным, документам. Бюджет Омбудсмена юстиции достаточно высок – около 10 млн. $ США, а зарплата выше зарплаты судей Верховного суда. Как правило, Парламентскими омбудсменами избираются бывшие судьи, в аппарате омбудсмена также работают в большинстве своем бывшие судьи, работники судов – высокопрофессиональные юристы. В то же время Парламентский омбудсмен не обладает никакими привилегиями, может быть в любой момент досрочно отстранен от должности за противоправное поведение, чего, впрочем, ни разу за 200 лет существования института не случалось.

Институт Омбудсмена в Кыргызстане

Отдельное внимание следует уделить процессам создания института Омбудсмена на посткоммунистическом пространстве. Так, первым здесь явился Защитник прав граждан в Польше, начавший свою деятельность с 1988 г., а годом позже должность Омбудсмена была учреждена в Венгрии. Затем аналогичные службы появились в Хорватии(1990г.),Румынии(1993г.), Литве (1994г.) Национальные институты Омбудсмена позже были учреждены в бывшей Югославской Федерации, в Российской федерации, Узбекстане. Украине, Латвии, Грузии и Молдове. А в Эстонии был возрожден институт Канцлера юстиции. В 2001-2002 годах приступили к своим обязанностям омбудсмены Чехии, Словакии, Азербайджана, Казахстана и Кыргызстана. Сегодня около ста государств мира имеют такой институт. Хотя они и обладают различной степенью компетенции и правовым статусом.

31 июля 2002 года Президент Кыргызской Республики подписал закон «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики).Закон принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 21 ноября 2002 года состоялись выборы первого Омбудсмена(Акыйкатчы) КР, 13 декабря 2002года первый Кыргызский Омбудсмен(Акыйкатчы) Турсунбай Бакир уулу официально вступил в должность.

 

14 февраля 2008 г Жогорку Кенешом Кыргызской Республики Омбудсменом(Акыйкатчы) Кыргызской Республики был избран Турсунбек Акун. Он приступил к исполнению обязанностей 21 февраля 2008 года.

27 июня 2013 года на основании решения временной депутатской комиссии Жогорку Кенеш Кыргызской Республики досрочно освободил от занимаемой должности Акыйкатчы (Омбудсмена) КР Турсунбека Акуна. Причинами досрочного освобождения стало грубое нарушение Т.Акуном принятой присяги, неоднократные обращения омбудсмена к судье Нарынского суда с просьбой о досрочном освобождении от отбывания наказания А.Батукаевым, незаконная выдача доверенностей на право посещения мест лишения свободы, необоснованные увольнения целого ряда сотрудников аппарата Омбудсмена и нарушение их прав. 31  октября 2013 года Жогорку Кенешом Кыргызской Республики Акыйкатчы (Омбудсменом) КР был избран Бактыбек Аманбаев. 25 июня 2015 года Жогорку Кенеш КР принял решение о досрочном освобождении Бактыбека Аманбаева с занимаемой должности. 

30 декабря 2015 года парламент большинством голосов принял решение избрать на должность Акыйкатчы (Омбудсмена) КР Кубата Табалдиевича Оторбаева, возложив на него обязанности по обеспечению парламентского контроля за соблюдением прав и свобод граждан Кыргызской Республики.