«Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы(Омбудсменом)»

Доклад Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике в 2012 году".

Доклад Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики
О соблюдении
прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике в 2012 году



Представляется Жогорку Кенешу Кыргызской Республики в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 74 Конституции Кыргызской Республики и пункта 1 статьи 11 Закона Кыргызской Республики «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики»


Бишкек 2013 год


Оглавление
Введение
Глава 1
Деятельность Акыйкатчы (Омбудсмена) по защите и восстановлению нарушенных прав человека и гражданина
§ 1. Содействие совершенствованию законодательства
Кыргызской Республики о свободах и правах человека и гражданина
§ 2. Права ребенка
§ 3. Соблюдение прав лиц с ограниченными возможностями здоровья
§.4. Защита прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах
§.5. Похищение женщин для вступления в брак вопреки их воле
§ 6. Равные права и равные возможности мужчин и женщин
в государственной службе
§ 7. Соблюдение прав военнослужащих
§ 8. О защите прав лиц, находящихся в местах лишения свободы
§ 9. Протестные акции в местах ограничения свободы
§ 10. Права осужденных на пожизненное лишение свободы (ПЛС)
§ 11. Деятельность Акыйкатчы (Омбудсмена) по предупреждению пыток
§ 12. Представительство Акыйкатчы (Омбудсмена) в уголовном судопроизводстве
§ 13. Международная деятельность Акыйкатчы
§ 14. Деятельность Акыйкатчы по правовому просвещению
Глава II. Мониторинг противодействия коррупции в Кыргызской
Республике
§ 1. Объективная обусловленность противодействия коррупции в деятельности Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики
§ 2. Мониторинг и оценка эффективности использования государственными органами механизмов антикоррупционной направленности
§ 3. Условия и причины возникновения коррупциогенных факторов
Глава III. Работа с обращениями, поступившими в 2012 году
§ 1. Общий анализ поступивших обращений граждан
§ 2. Расследование жалоб и заявлений
2.1. Права на неприменение пыток, физического насилия и
жестокого обращения
2.2.Защита прав и свобод граждан при расследовании уголовных дел
2.3. Защита прав граждан, проходящих срочную военную службу
2.4. Право на труд
2.5. Права граждан, пострадавших от злоупотреблений представителей
органов местного самоуправления
2.6. Права трудовых мигрантов
2.7. Права граждан в сфере образования
2.8. Защита социально – экономических прав граждан
2.9. Права граждан в сфере здравоохранения
2.10. Акты реагирования Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики
Выводы и рекомендации
Приложение

 

 

 

 

Право на достаточное жилье детей - сирот

Категория: Архив

Дата: 19-02-2014, 17:03

Специальный доклад Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики
Право на достаточное жилье детей - сирот

(Специальный доклад подготовлен в соответствии с п.7 ст.11 Закона Кыргызской Республики «Об Акыйкатчы (Омбудсмене) Кыргызской Республики», предусматривающим возможность подготовки специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Цель настоящего специального доклада – доведение до органов законодательной и исполнительной властей, общественности страны информации о положении детей - сирот на право достаточного жилища.

Доклад составлен на основе изучения и анализа нормативно-правовых актов Кыргызской Республики, международных документов, информаций поступивших от государственных органов, сведений, полученных в результате посещения Омбудсмена (Акыйкатчы) и сотрудниками его рабочего Аппарата детских домов-интернатов и других учреждений органов социальной защиты населения, образования и здравоохранения и личных бесед с бывшими воспитанниками детских учреждений интернатного типа).
Заявление[1]
Прошу Вас разобраться с моей проблемой. Я являюсь сиротой, о своих родителях не знаю ничего. Во всем мире есть практика поддержки детей сирот в вопросе получения жилья, но я попал в такой круг, что не знаю как мне быть. Сам я на жилье не заработаю. Это ясно начать бомжевать глупо я хочу жить нормально как все мои ровесники из семей. У меня должно быть право выбора. Но до последнего момента я обращался во все государственные инстанции, но везде получаю отрицательный ответ. Прошу вас гаранта выполнения всеми чиновниками основ конституции о правах ребенка. Помочь мне в данном вопросе, как мне быть дальше.
У меня нет мамы и папы кто бы позаботился о таком, для меня вопросе жилья. Надеюсь на Вашу помощь.
21.10.2011 Подпись

Вступительное слово. 4 1. Право на достаточное жилище - в национальном законодательстве и международных нормах в отношении детей – сирот. 5 2. Реализация права на достаточное жилье Кыргызской Республикой в отношении детей –сирот. 8 3. Жилье в Кыргызской Республике, зарубежный опыт. 13 Выводы и рекомендации. 17 Вступительное слово Одним из основных задач для меня, Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики и моего аппарата, является защита прав и законных интересов детей, в особенности детей-сирот. В Стратегическом плане «Развития института Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики на 2008-2013 годы» (Утвержден Приказом Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики 01-1№168 от 9 декабря 2008г.) одним из приоритетных направлений было обозначено осуществление контрольной деятельности по обеспечению прав и свобод человека, усиление контроля и мониторинга за соблюдением законов о правах и свободах ребенка. В настоящем докладе считаю необходимым рассмотреть и вынести на всеобщее обозрение вопрос о соблюдении прав на достаточное жилище детей – сирот, как социально уязвимых членов общества. Право на достаточное жилье исходит из нижеследующих обязательств данных Кыргызской Республикой перед международным сообществом. Кыргызская Республика, присоединившись к Конвенции о правах ребенка, взяла на себя обязательства по обеспечению наилучших интересов ребенка, в т.ч. в случаях необходимости, оказывать материальную помощь в обеспечении ребенка жильем[2] (данная норма заложена и в Конституции Кыргызской Республики[3]). Так же источниками данных обязательств Кыргызской Республикой перед международным сообществом по обеспечению достаточного жилья, в рамках международных норм в области прав человека, являются: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (п. 1 ст. 11); Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 5); Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (п. 2.h ст. 14); Конвенция о статусе беженцев (ст. 21); Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (п. 1.d ст. 43). Среди вышеперечисленных обязательств, право на жилье является одним из необходимых условий для нормальной жизнедеятельности человека, а для детей – сирот, лишенных родительской поддержки и заботы, наличие жилья на этапе его вступления в самостоятельную жизнь – является важнейшим фактором его нормальной дальнейшей жизнедеятельности. Мы понимаем, что реализация права на предоставление жилого помещения детям – сиротам является острой проблемой не только в нашей республике, но и во многих странах мира. Положение усугубляется тем, что государство не ставит этот вопрос в приоритет. Изучая положение детей – сирот, в части реализации их жилищных прав, я пришел к выводу, что данное право никаким либо образом не реализуется. Правительством Кыргызской Республики за последние 20 лет не были предприняты какие либо действенные меры по обеспечению детей – сирот жильем. И лишь от случая к случаю при подготовке периодических отчетов в профильный Комитет ООН этот вопрос выходит на повестку дня, но в конечном счете дальше благих намерений дело не продвигается. Конституция гласит, что в Кыргызской Республике действует принцип обеспечения наилучших интересов ребенка (п. 5 ст. 16). Данная норма заложена неспроста, ведь обеспечивая интересы ребенка наилучшим образом (воспитание, образование, питание, жилье и т.д.) Кыргызская Республика получит в будущем достойных и полноценных в развитии граждан. В настоящее время много недостатков в обеспечении интересов ребенка. Это и нехватка дошкольных учреждений, много вопросов возникает и по поводу декларативной бесплатности получения общего и среднего образования, и необеспеченность досуга и т.д. Но это все о детях, проживающих в семье. Мы хотели бы привлечь ваше внимание к проблеме обеспечения права детей - сирот на достаточное жилище. Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызской Республики Тусунбек Акун 1. Право на достаточное жилище - в национальном законодательстве и международных нормах в отношении детей – сирот. В соответствии со статьей 36 Конституции Кыргызской Республики (в редакции 2010 года) каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Государство обеспечивает содержание, воспитание, обучение детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Вместе с тем, согласно статье 46 Конституции Кыргызской Республики, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Жилище малоимущим и иным нуждающимся лицам предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов, либо в социальных учреждениях на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Согласно статье 66 Жилищного кодекса Кыргызской Республики, жилое помещение сохраняется за временно отсутствующим нанимателем или членом его семьи на более длительный срок в случаях: п. 3 - помещения детей на воспитание в государственные детские учреждения, к родственникам, опекуну или попечителю - в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников, опекуна или попечителя, если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать члены их семьи. Если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать другие члены семьи и помещение было заселено другими лицами или по другим причинам, вселение в это помещение невозможно. Этим детям по окончании срока пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекуна или попечителя предоставляется вне очереди квартира исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов по установленным нормам. Согласно статье 43 указанного кодекса вне очереди жилое помещение предоставляется лицам, возвратившимся из государственного детского учреждения, от родственников, опекуна или попечителя, если им не может быть возвращено ранее занимаемое жилое помещение (пункт 3 статьи 66). Необходимо отметить, что положения указанных статей, а именно статьи 43 кодекса распространяются на детей, которые потеряли право на ранее занимаемое жилое помещение, но не сказано ничего о детях, круглых сиротах, которые и не имели права на жилье. В связи с чем, в данном случае необходимо дополнить нормой, что жилье предоставляется вне очереди не только лицам, которые лишились права на ранее занимаемое жилое помещение, но и тем которые не имели его так такового. Кроме того, необходимо внести изменения в часть третью статьи 63 обозначенного кодекса в части изменения органа предоставляющего вне очереди жилье (исполнительный комитет местного Совета народных депутатов). В соответствии со статьей 44 Кодекса Кыргызской Республики о детях, местом жительства ребенка в возрасте до четырнадцати лет признается место жительства его родителей, усыновителей или опекунов. Дети, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения, проживающие вместе с ним, в равной степени обладают правом на жилую площадь. При приватизации занимаемой семьей жилой площади ребенок, независимо от возраста, в равной степени пользуется правом на эту площадь. Дети-сироты, дети, оставшиеся без родительского попечения, помещенные на воспитание в детские интернатские учреждения, детские дома, к родственникам, опекунам или попечителям, сохраняют право на жилую площадь, на которой они проживали ранее. Если вселение в это помещение невозможно, то они вне очереди обеспечиваются органами местного самоуправления равноценной жилой площадью не ниже норм, установленных законодательством Кыргызской Республики. Согласно п. 4 статье 76 Семейного кодекса следует, что ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства. При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок, его имущество и жилая площадь передаются на попечение отдела по поддержке семьи и детей. Согласно статьи 156 Семейного кодекса следует, что дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; В соответствии со статьей 155 Семейного кодекса следует, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; В соответствии со статьей 161 Семейного кодекса ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Анализ указанных норм кодекса показывает, что законодатель закрепляет за детьми-сиротами и детьми лишенных родительского попечения, право собственности на жилое помещение. В случае лишения родительских прав обеих родителей имущество и жилая площадь указанных категорий детей передаются на попечение отдела по поддержке семьи и детей, а также отражает право получения детьми-сиротами и детьми лишенных родительского попечения, в случае отсутствия - предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Вместе с тем отмечаем, что на сегодняшний день действует Положение о субсчете для детей - круглых сирот специального счета Государственного департамента жилищного строительства Государственного агентства по архитектуре и строительству при Правительстве Кыргызской Республики, утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 мая 2004 года № 378, согласно которому права на получение жилья - на новое жилье либо приобретаемое на вторичном рынке (однокомнатные квартиры) определяются на основании личных достижений детей - круглых сирот в учебе (завершивших обучение в школах, учебных заведениях начального профессионального образования), спорте и перспективности их трудовой деятельности для Кыргызской Республики. Подробно о реализации данного постановления (№378) рассмотрим в разделе 2 настоящего специального доклада. Все вышеизложенное, нормы национального законодательства, отчасти, регулирующие вопросы права на достаточное жилище детей – сирот. Далее, рассмотрим международные нормы на право достаточного жилища. Согласно Всеобщей декларации прав человека – «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи…[4]» - эта норма является первой ссылкой на право достаточного жилья. Право на достаточное жилье в международном праве признается как часть прав человека на достаточный жизненный уровень. Право на достаточное жилище не требует, чтобы государство строило жилье для всего населения, но вместе с тем в каких-то конкретных случаях может возникать необходимость в том, чтобы государство оказывало помощь напрямую, в том числе посредством предоставления жилья или выплаты пособия на жилье, в частности людям, пострадавшим от бедствий, и наиболее уязвимым членам общества (детям – сиротам). Ратификация договоров в области прав человека обязывает наше государство придавать силу указанным в них правам. К нашему сожалению, многие принятые обязательства, содержащиеся в международных документах, в нашей республике остаются как «декларативная» норма. Одной из таких норм и является – право на достаточное жилище. Центральным механизмом обеспечения права на достаточное жилье, как правило, считается Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, где говорится о праве каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (статья 11). Согласно Конвенции о правах ребенка 1989 года – «ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на неприкосновенность жилища», «государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка», «Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем» (статьи 16 и 27). Помимо всего вышеизложенного во всех ратифицированных нами международных документах, право на достаточное жилище является основополагающей нормой для реализации прав и свобод человека. 2. Реализация права на достаточное жилье Кыргызской Республикой в отношении детей –сирот. Трудно сказать, что выделение жилья, либо работа по улучшению жилья в Кыргызской Республике не осуществлялось вообще. Но с уверенностью можно сказать, что работа Кыргызской Республикой по обеспечению права на обеспечения права достаточного жилья детям – сиротам, как наиболее уязвимых членов общества, не велась. Если не считать следующее обстоятельство: Правительство Кыргызской Республики, своим постановлением №84 от 21 февраля 2004 года (далее постановление №84), во исполнения Государственной программы по реализации прав детей Кыргызской Республики «Новое поколение» постановила[5]: 1. Министерству финансов Кыргызской Республики открыть субсчет для Государственного департамента жилищного строительства в целях накопления средств для обеспечения жильем детей – круглых сирот, находящихся на государственном содержании, по достижению ими совершеннолетия. 2. Государственному департаменту жилищного строительства в месячный срок разработать положение о специальном счете. 3. Министерству экономического развития, промышленности и торговли и Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по архитектуре и строительству разработать предложение по привлечению зарубежных инвестиций для обеспечения жилья детей круглых сирот….. 6. Нацстаткому ввести начиная с отчета за 2005 год, дополнительные показатели по детям – круглым сиротам. 9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отделы финансов и социально-культурного развития Аппарата Премьер-министра Кыргызской Республики. Согласно постановлению №84, Министерство финансов Кыргызской Республики в целях аккумулирования средств для обеспечения жильем детей – круглых сирот, находящихся на государственном содержании, по достижению совершеннолетия, открыл казначейский специальный счет в региональном отделении казначейства г. Бишкек в марте 2004 года и закрыл 4 марта 2008 года, так как за время функционирования этого счета операции (поступления, расходования) не производились[6]. Государственным департаментом было разработано Положение «О субсчете для детей – круглых сирот специального счета Государственного департамента жилищного строительства Государственного агентства по архитектуре и строительству при Правительстве Кыргызской Республики», которое утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 мая 2004 года №378 (далее постановление № 378). Согласно Положению источниками накопления на субсчет являются: - привлеченные инвестиции для осуществления инвестиционных проектов по обеспечению жильем детей – круглых сирот; - благотворительные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе и зарубежных; - вырученные средства от проведенных благотворительных акций, марафонов, иных мероприятий и поступлений, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики. На этом Правительство Кыргызской Республики прекратила свою работу по обеспечению жильем детей – сирот. Свидетельство этому закрытие субсчета Министерством финансов Кыргызской Республики (при этом Министерство приняло данное решение самостоятельно). Так же не были проведены заявленные в Положении мероприятия по привлечению денежных средств (марафоны, благотворительные акции, привлечение инвестиций, иные мероприятия и поступления, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики), за весь период ни одного сома не было привлечено. Справедливости ради следует отметить, что Департаментом жилищного строительства были направлены письма в 16 международных организаций, с просьбой оказать финансовую помощь для накопления субсчета. Но, к сожалению, все организации отказали в помощи. Азиатский банк развития, например, в своем ответе Департаменту жилищного строительства рекомендовал направить запрос в Министерство финансов Кыргызской Республики (так как именно оно является уполномоченным органом, который от Правительства вносит решения по одобрению предложений на финансирование АБР). Однако из полученного ответа от Министерства финансов нам стало ясно, что рекомендация АБР было проигнорирована Департаментом жилищного строительства, что в свою очередь говорит о незаинтересованности отдельных структур правительства в реализации прав на достаточное жилье детей - сирот. Меры, предпринятые Правительством по реализации права на достаточное жилье, после произошедших событий в апреле, в мае и июне 2010 года оказались достаточно действенными и своевременными. Однако, это приводит к мысли о том, что нашему Правительству для реализации права на достаточное жилье необходим такой толчок (события), как это произошло в прошлом году. Также по данным действиям можно предположить, что Правительство в состоянии реализовывать права на достаточное жилье детей – сирот. Так же мы не принимаем, как исполнением данных обязательств перед международным сообществом право на достаточное жилье такие действия Правительства, которые можно увидеть на примере предоставленного жилья после событий прошлого года. По данным Нацстаткома КР, общее количество детей на начало 2011 года составляет 2 005 308 (с 2007 года количество детей возросло на 37 936), количество детей – сирот в 2010 году составило 872 (с 2006 года количество детей - сирот уменьшился на 451 или на 65,91%). Данными о количестве детей, осиротевших в произошедших событиях 2010 года Нацстатком не располагает. Несомненно, вышеуказанная динамика роста количества детей при этом уменьшение количества детей сирот, радует. Однако, судьбы детей – сирот, которые вышли из данной статистики по достижению совершеннолетия остается неведомой. С 2007 года из категории детей - сирот в связи с достижением совершеннолетия вышли более 300 детей, из них ни один не был охвачен Государственной программой по реализации прав детей «Новое поколение» до 2010 года в части реализации права на достаточное жилье. Вышеизложенное говорит об отсутствии централизованного подхода реализации права на достаточное жилье детей – сирот. Подтверждением тому служат следующие примеры: Из переписки Госстроя Кыргызской Республики по реализации права на жилье детей – сирот: Государственная администрация Ошской области сообщает (исх. №07/245 от 20.03.2009 г.), что во исполнение постановления №84 в области открыты счета, на сегодняшний день не открыто специального счета. Так же сообщается, что ежегодно на местах проводятся благотворительные акции, марафоны с целью привлечения благотворительных пожертвований для осуществления инвестиционных проектов по обеспечению жильем детей – круглых сирот. Так же администрация Ошской области сообщает, что за 2004-2009 годы дети – сироты не обеспечены земельными участками под строительство жилья. Мэрия города Ош сообщает (№69/12-11 от 21.01.2009г.), что во исполнение постановления №84 бывшему жителю 27 кв. 323 дома по ул. Исанова г. Ош Яшину Алексею Вальеревичу (1994г.р.) в банке «Кыргызстан» 6 апреля 2008 года открыт счет и вложены средства на сумму 7 500 долларов. Относительно исполнения постановления №378 мэрия намеривается в последующем осуществлять деятельность по улучшению жилищных условий, путем проведения марафонов по привлечению финансовых средств для строительства жилья детям – сиротам. Государственная администрация Чуйской области сообщает (исх. №НЛ-9-580 от 27.01.2009 г.), что специальные счета для детей круглых сирот открыты в Сокулукском специальном интернате и в Беловодском дошкольном доме. Государственная администрация Жалал-Абадской области сообщает (исх. №10-20/205 от 29.01.2009 г.), что в г. Майлуу-Суу решением жилищно-бытовой комиссии дети – круглые сироты, при достижении правоспособности обеспечиваются жильем. В остальных районах и городах данный вопрос решается по возможности местных органов. Во исполнение постановления №378 госадминистрацией направленно письмо о проведении благотворительных акций, марафонов с целю привлечения благотворительных пожертвований для осуществления инвестиционных проектов по обеспечению жильем детей – круглых сирот. Государственная администрация Иссык-Кульской области сообщает (исх. №3/15-279 от 29.01.2009 г.), что составляются планы мероприятий проведения благотворительных акций, марафона с целью поддержки детей круглых – сирот. Государственная администрация Нарынской области сообщает (исх. №08-05/309 от 12.02.2009 г.), что во исполнение постановления №378 были проведены разъяснительные работы среди руководства районных администраций, был открыт счет, подготовлена статья по поводу привлечения финансовых средств через СМИ. Анализируя письма, из которых были сделаны вышеизложенные выдержки, мы пришли к мнению, что государственными областными администрациями была начата работа по постановлениям №84 и 378 только с 2009 года. Так как в предоставленных информациях говорится лишь только о настоящем времени, т.е. о той работе, которую они только начали. Однако постановления Правительства №84 и 307 были изданы в 2004 году. Удручающе звучит извлечение из письма госадминистрации Ошской области, где так и осталось непонятным –открыт пресловутый спецсчет или нет. Во всяком случае, выглядит это глупо, безответственно и цинично. В ходе проведенных мероприятий, во исполнение постановления №84, собранные деньги в сумме 478 тыс. сом были направлены не на приобретение жилья, а на покупку одежды, обуви и продуктов питания. Почему деньги, предназначенные на жилье, были потрачены не по назначению? (ответ от бывшего заместителя главы госадминистрации Ошской области Машрапова Г., исх.№07/245 от 20 марта 2009 г.) В письме мэрии г. Ош бывший вице-мэр А. Шайымкулова сообщает (исх.№69/12-11 от 21 января 2009 г.), что мэрия намерена с этого момента начать работу по привлечению денежных средств. Спрашивается, что делала мэрия в течении 5 лет? Чуйская облгосадминистрация (бывший заместитель главы Н. Ляленко, исх. №НЛ-9-580 от 27 января 2009 г.) отписалась лишь информацией об открытии только двух спец счетов для детей – сирот, в двух детских учреждениях. Однако при проверке данной информации 8 сентября 2011 года выяснилось, что руководитель Сокулукского специнтерната Судакова Светлана Викторовна ничего о специальном счете не ведает, а лишь сообщила, что в настоящее время в интернате воспитываются 9 детей–сирот. Дети обучаются до 9 класса и дальше в основном обучаются в Военно-Антоновском детском доме и что жилищные вопросы детей–сирот в силу известных обстоятельств не решаются. Жалал-Абадская госадминистрация в своем письме излагает, что направлено письмо по привлечению финансовых средств, при этом не указывает кому и куда? Скромно чиновники умолчали и о том, кто же из детей-сирот обеспечен жильем в г. Майлуу-Суу В итоге за период существования Постановления Правительства №84 Правительство не привлекло ни 1 сома для реализации права на достаточное жилье. Однако, Правительством и органами местного самоуправления были привлечены и изысканы финансовые средства для строительства «Камбар-Ата2», реконструкции аэропорта «Манас», автомобильных дорог международного и местного значения и др. Вместе с тем необходимо отметить, что выпускники государственных детских учреждений, как правило, в первые годы выпуска недостаточно адаптированы к условиям самостоятельной жизни. Отсутствие жилья у детей - сирот приведет к росту числа лиц, не имеющих постоянного места жительства, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством и совершением правонарушений. Также в последующем дети – сироты во взрослой жизни встретятся с другими непреодолимыми преградами. Такой преградой может оказаться и так называемая, «прописка»: Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства[7]. Порядок регистрационного учета (прописки) регулируется Законом Кыргызской Республики «О внутренней миграции»[8], и Положением «О правилах регистрации и снятия граждан Кыргызской Республики с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания»[9]. Регистрационный учет (прописка) по месту пребывания и по месту жительства устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, а также правового регулирования процессов внутренней миграции, предупреждения стихийной и неупорядоченной миграции, обеспечения интересов государственной безопасности, охраны общественного порядка, предупреждения и борьбы с правонарушениями. Ребенок - сирота, воспитанник интернатного учреждения при достижении 16-летнего возраста получает паспорт гражданина Кыргызской Республики. В паспорте помимо прочих граф есть графа «Место жительства» где указывается адрес детского учреждения. По истечении 10 лет со дня изготовления паспорт подлежит обмену, т.е. когда бывшему воспитаннику, ребенку – сироте исполнится 26 лет. При нынешних ценах на недвижимость, человеку трудно приобрести какое-либо жильё, тем более для человека не имеющего поддержки ни со стороны государства, родственников и др. То есть, фактически, можно констатировать то, что по достижению 26 лет бывший ребенок – сирота теряет множество своих гражданских прав и прав как человека. По причине отсутствия жилья (места прописки) бывший сирота не сможет: ü участвовать в избирательных процессах; ü дать при рождении у него ребенка свою фамилию; ü изменить свое гражданство; ü устроиться на высокооплачиваемую работу, либо поступить на государственную и муниципальную службу; ü свободно выезжать за пределы КР и беспрепятственно возвращаться; ü получить гарантию на социальное обеспечение и охрану здоровья; ü обращаться в суд и мн. др. Проблема регистрационного учета (прописки) лишает выше указанных прав не только бывших детей-сирот и многочисленных внутренних мигрантов. 3. Жилье в Кыргызской Республике, зарубежный опыт. В 70-е годы прошлого века в Кыргызской ССР возводилось свыше 1 млн. м2 жилья ежегодно. 1986 году была принята программа СССР «Жилье-2000», где ставилась задача к 2000 году построить для каждой советской семьи отдельную квартиру либо собственный дом. К сожалению, в силу известных нам причин данная программа не достигла своего конечного результата. Ввод жилья в Кыргызстане в 1990 году составил 1,56 млн. м2, в 1991 году 1,23 млн. м2, в 1995 году в Кыргызстане жилья строилось в четыре раза меньше. Резкое сокращение строительства жилых домов привело к монополизации рынка недвижимости и резкому росту коррупции во всех государственных структурах, имеющих отношение жилищной проблеме. Для большинства граждан стало практически невозможным улучшить свои жилищные условия. Данные показатели говорят о не способности государства выполнять обязательства перед своим народом, прописанные в Конституции Кыргызской Республики[10] и в обязательствах, взятых перед международным сообществом по обеспечению права на достаточное жилище. В 1995 году (последний год действия программы «Жилье-2000») в Кыргызстане жилья строилось уже в четыре раза меньше, чем в 1991 году. С переходом от планово- административных методов регулирования экономики к рыночным механизмам не удалось достичь советского уровня жилищного строительства. В 2001 году была принята «Государственная программа жилищного строительства до 2010г.», где предусматривалось за десять лет (2001-2010 гг.) построить 17,6 млн. м2 жилья, в том числе 6,1 млн. м2 за 2001-2005 годы. На реализацию программы требовалось 197,9 млрд. сомов, в том числе 11,8 млрд. сомов бюджетных средств. Ядром программы жилищного строительства предполагалось «создание рыночной системы долгосрочного ипотечного кредитования». Фактически за 2001-2005 годы было введено 2,3 млн. м2 жилья, т.е. почти в три раза меньше, чем планировалось. Причем за счет государственных средств было построено всего лишь 19,2 тыс. м2 жилья. В итоге государственное участие в программе, которое сводилось всего лишь к 6%, на деле составило - 0,8%. 2005 год объявлен «годом социальной стабильности и развития жилищного строительства», и в качестве первоочередных мер предлагалось продолжить работу «по созданию надежной системы ипотечного кредитования». В 2007 году была принята «Национальная программа жилищного строительства в Кыргызской Республике на 2008-2010 годы», чтобы построить за три года почти 5,1 млн. м2 жилья. Однако это задание не было выполнено и в мае 2008 года оно было снижено почти в два раза - до 2,7 млн. м2. Ранее утвержденный план сочли «заведомо недостижимым», поскольку он был разработан «без учета возможностей бюджетного финансирования». Вместо него новым ориентиром выбрали объем стихийного частного строительства, который велся в основном в Бишкеке, т.е. проводить работу в регионах, где сложилось тяжелое положение с жильем, не стали. Еще одним оправданием стала мировой финансовый кризис. Хотя частный бизнес за этот период только увеличивал объемы жилищного строительства в Кыргызстане и именно государство должно было взять на себя инициативу во время кризисов для реформ с целью оживления строительной отрасли, поскольку произошло заметное снижение цен на основные стройматериалы и услуги. Цели и задачи «Национальной программы» не были подкреплены механизмами реализации, а остались в виде призывов «расширить, увеличить, обеспечить». Для сравнения, в аналогичной российской программе «Жилище 2002-2010»[11] ставились конкретные цели: · обеспечить доступность приобретения жилья размером 54 м2 по стоимости, равной среднему совокупному доходу семьи из трех человек за 3 года; · сократить к 2010 году время ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15-20 лет до 5-7 лет; увеличивать объемы ввода жилья не менее 3-5 % в год; обеспечить жильем за счет средств федерального бюджета 360 тысяч семей отдельных категорий граждан[12]. Также в наших программах не были оценены потенциальные строительные мощности (ресурсы) для увеличения объемов жилищного строительства. А столь незначительный объем ввода квартир и домов у нас свидетельствует об отсутствии действенных механизмов по стимулированию строительства жилья, в том числе жилищного финансирования. Во всех программах основной упор делался на ипотечное кредитование. В результате в 2005 году строительство квартир за счет государственных и муниципальных средств составило около 5% от общего жилищного строительства, а в 2010 году всего лишь 2,7 %. Строительная активность по европейским стандартам должна составлять не менее 1 м2 на человека в год. Это позволяет оптимально удовлетворять потребности граждан, обновлять жилищный фонд и обеспечивать насыщение рынка. В независимом Кыргызстане самый высокий уровень был достигнут в 2008- 2009 годы, когда строилось чуть больше 0,8 млн. м2 жилья в год. т.е. нам необходимо строить в 6,5 раз больше. В Кыргызстане необходимо строить свыше 5 млн. м2 жилья ежегодно в течение 8-10 лет, чтобы обеспечить наших граждан жильем на уровне сегодняшней России. Для того чтобы достичь до сегодняшних западноевропейских норм обеспеченности жильем (40 м2. на душу населения) нам потребуется 100 лет, для достижения американских (64 м2) - 200 лет. За 2009 год согласно данным Госстроя Кыргызской Республики ввод жилых домов составил 731,9 тыс. м2. Динамика ввода жилых домов за период 2002-2011гг. показана в таблице 1 и на диаграммах 1 и 2. Таблица 1 (По данным Госстроя Кыргызской Республики) Кыргызская Республика Баткеская обл. Жалал-Абадская обл. Иссык-Кульская обл. Нарынская обл. Ошская обл. Таласская обл. Чуйская обл. г. Ош г. Бишкек 2002 год 425,2 40,8 48,2 23,1 13,6 145,9 20,1 58,2 0 75,3 2003 год 439,7 40,2 49,3 26,2 16 109 20,1 60,3 29,7 88,5 2004 год 489,7 33,4 62,3 34,7 17,8 121,1 20,2 58,7 41,4 100,1 2005 год 538,8 23,6 67,7 31 18,7 152,1 20,8 56,5 35,6 132,8 2006 год 579,8 19,5 67,4 28,7 14,9 141,3 23,3 59,2 40,9 184,6 2007 год 691,2 28,9 86,4 29,1 16,4 160,7 18,7 73 36,7 241,3 2008 год 821,8 46,5 135,3 30,3 17,9 183,4 27,2 88,7 41,6 250,9 2009 год 914,3 51,4 114,3 33 21,4 200,5 32,6 98,1 60,7 302,3 2010 год 731,9 51,1 96,9 35,4 14 163,3 34 87 39,8 210,4 2011 год 489,9 22,6 46,9 11,6 1,6 78,2 14,4 69,9 34,2 210,5 Экономическим параметром обеспеченности граждан жильем является количество квадратных метров жилья на душу населения. Чем больше квадратных метров, тем выше обеспеченность. Например, средняя обеспеченность жильем в Кыргызстане к началу 2010 года в среднем составила 14,2 м2 общей площади на человека. Много это или мало? Диаграмма 1 Диаграмма 2 Согласно принятой у нас санитарной нормы, которая составляет 12 м2 общей площади жилья на человека, получается, что наш гражданин обеспечен положенными ему нормами жилья. Но данная норма у нас сохранилась еще с советских времен, тогда как ряд стран СНГ уже перешли на более современные требования - 18 м2. жилья на человека. И эти требования соблюдают: в Казахстане на 2010 год обеспеченность жильем составила 18,1 м2. на человека, в России - 21, а в Украине - 22, Литве - 23.