«Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы(Омбудсменом)»

Доклад Акыйкатчы (Омбудсмена) КР за 2010 год

Доклад Акыйкатчы (Омбудсмена) КР за 2010 год

«О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
В 2010 ГОДУ»

Доклад Акыйкатчы (Омбудсмена)
Кыргызской Республики



Представляется Жогорку Кенешу Кыргызской Республики
в соответствии с пунктом 2, части 6 статьи 74 Конституции
Кыргызской Республики
и пункта 1 статьи 11 Закона Кыргызской Республики
«Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики»




Бишкек 2011



Оглавление:

Введение……………………………………………………………………………………………... 3
Обзор деятельности института Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики в 2010 году…………………………………………………………………………………………….. 4
Глава I. Мониторинг и оценка состояния прав человека и гражданина в Кыргызской Республике…………………………………………………………………………
15
§ 1. Мониторинг деятельности государственных органов по соблюдению прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………………………..
15
1.1. Соблюдение экономических и социальных прав………………………………………… 15
1.2.Продовольственная безопасность………………………………………………………….. 21
1.3. Цены на продукты……………………………………………………………………………... 22
1.4. Соблюдение прав собственности…………………………………………………………... 24
1.5. Правовое обеспечение государственных услуг гражданам …………………………. 26
1.6 Право на достаточное жилище……………………………………………………………… 29
§ 2. Насилие в семье как социальная проблема. Соблюдение прав женщин…………… 34
§ 3. Соблюдение прав детей на благоприятные условия развития……………………….. 38
3.1.Методы дисциплинарного воздействия на детей Неуставные наказания…………… 42
3.2. Медицинское обслуживание………………………………………………………………… 43
3.3.Приюты при общественных объединениях, некоммерческие приюты……………….. 44
3.4.Право детей на семейное окружение………………………………………………………. 45
3.5.Условия дошкольного развития. Детские сады………………………………………… 47
3.6. Право на образование……………………………………………………………………….. 48
§ 4. Работа с обращениями граждан………………………………………………………….. 50
§ 5.Совершенствование законодательства Кыргызской Республики…………………… 66
§ 6. Выполнение Стратегического плана развития Института Омбудсмена
на 2008 – 2013 годы………………………………………………………………………………..
72
§ 7. Мониторинг процесса освещения республиканскими СМИ вопросов прав человека в 2010 году……………………………………………………………………………..
77
§ 8. О нарушениях прав журналистов и СМИ………………………………………………… 79
§ 9 Права молодежи в Кыргызской Республике………………………………………………. 82
Глава II. Мониторинг политических событий в стране…………………………………. 89
§ 1. Об апрельских событиях в Кыргызской Республике…………………………………….. 89
§ 2. Оценка независимой комиссии Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики по трагическим событиям в июне 2010 года, произошедших в Ошской, Жалал-Абадской областях и г.Ош…………………………………………………………………………

94
§ 3. Трагические события июня 2010 года ………………………………………………… 97
Выводы и рекомендации…………………………………………………………………………. 102
Приложения……………………………………………………………………………………….. 108











Введение

Настоящий доклад Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике в 2010 году» подготовлен в соответствии с требованиями Конституции Кыргызской Республики и статьи 11 Закона Кыргызской Республики «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики».
В докладе дана общая оценка положению дел с правами человека в Кыргызской Республике на основе проведенного анализа деятельности государственных органов в этой области, а также представлена деятельность Омбудсмена по контролю за соблюдением прав человека и гражданина, выделены наиболее важные ее аспекты.
При написании доклада использованы письменные обращения граждан, публикации средств массовой информации, интернет-ресурсов, сообщения, поступившие от государственных органов и неправительственных правозащитных организаций, материалы проведенных Омбудсменом расследований, инспекций мест лишения свободы, закрытых учреждений, документы официальной переписки с государственными органами и органами МСУ, выводы и рекомендации конференций, семинаров, круглых столов и других публичных мероприятий, а также данные статистики, исследований научных центров и экспертного сообщества, результаты мониторинга законодательства Кыргызской Республики и международных документов по правам человека.





О деятельности института
Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики в 2010 году.

Омбудсмен и его Аппарат в течение 2010 года выстраивали свою работу в соответствии со Стратегическим планом развития Института Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики на 2008-2013 годы и задачами, вытекающими из Постановления Жогорку Кенеша №1697-IV от 19 февраля 2010 года, критических замечаний, высказанных депутатами ЖК КР при обсуждении доклада Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики «О состоянии свобод и прав человека и гражданина в Кыргызской Республике в 2009 году». Соответственно был определен ряд приоритетных направлений.
При заслушивании доклада Акыйкатчы (Омбудсмена) за 2009 год депутаты высказали 55 замечаний и предложений. После детального их изучения принято к реализации 50. По ним разработаны мероприятия, из которых исполнено 17, частично исполнено 13. Пять предложений касались взаимодействия с депутатами и столько же содержали рекомендации, которые следовало учесть при написании доклада за 2010 год. К сожалению, 10 из намеченных мероприятий не удалось исполнить в связи с изменившейся политической обстановкой, роспуском правительства и парламента, сменой руководителей государственных органов.
В соответствии с требованиями статьи 8-1 Закона Кыргызской Республики «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики» проведена определенная работа по совершенствованию законодательства и созданию новых механизмов защиты прав человека.
Аппаратом Акыйкатчы (Омбудсмена) при участии представителей неправительственных и международных правозащитных организаций разработаны законопроекты «О мирных собраниях», «О национальном механизме по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».
В течение года в поле зрения Акыйкатчы (Омбудсмена) и его Аппарата находились все те вопросы, которые приобретали социальную значимость.
Так, в рамках выполнения замечаний и рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка, высказанных при обсуждении периодических отчетов о выполнении положений Конвенции о правах ребенка, разработан и действует двухгодичный проект по внедрению программы «Школа без насилия».
В целях защиты прав школьников в Иссык-Атинском районе Чуйской области фондом «Сорос Кыргызстан» при поддержке Акыйкатчы (Омбудсмена) осуществляется проект школьных Омбудсменов.
При Акыйкатчы (Омбудсмене) создан Совет по защите прав молодежи и студентов, в 12 ВУЗах страны работают Уполномоченные по защите прав студентов. Это позволило наполнить новым содержанием работу студенческих коллективов, глубже осознать свое место в системе правоотношений вузовской жизни. Особо необходимо отметить положительную деятельность студенческих Омбудсменов городов Ош и Джалал-Абад в трагические дни 2010 года.
Сотрудники Омбудсмена в течение года провели инспекции исправительных колоний в Чуйской области. Изучены условия содержания в местах лишения свободы городов Ош и Джалал-Абад. В ходе мониторинга состоялись встречи и беседы с заключенными. Руководителям учреждений высказаны замечания по неудовлетворительным санитарно-бытовым условиям. Как показала повторная проверка мест заключения г.Ош, большинство замечаний устранено.
В пенитенциарных учреждениях г.Джалал-Абад и Чуйской области положение практически не улучшилось.
В целях получения визуальной информации об условиях содержания, состоянии здоровья и соблюдения прав задержанных лиц 1 июля 2010 года произведена инспекция СИЗО-1. На все выявленные факты нарушений законности, условий и режима содержания осужденных прокуратурой по надзору за законностью в исправительных учреждениях внесены акты прокурорского реагирования.
По поступившему сигналу о нестабильной обстановке в исправительном учреждении №8 ГСИН сотрудники аппарата Омбудсмена вместе со старшим помощником прокурора по надзору за законностью в исправительных учреждениях прибыли на место и разъяснили заключенным ситуацию. Недовольство удалось погасить.
Совместно с неправительственными организациями проинспектированы психиатрические лечебные учреждения, ряд родильных домов, все кризисные центры по поддержке женщин, подвергшихся насилию.
Акыйкатчы (Омбудсменом) Кыргызской Республики была создана комиссия по изучению причин возникновения июньских событий на юге республики. В ее состав вошли представители общественных организаций, ветераны труда, члены общественных советов при Омбудсмене. В комиссии представлены разные регионы и национальности. Предварительные итоги работы комиссии были доложены на собрании общественности, состоявшемся 20 сентября 2010 года. Окончательные выводы были представлены 10 декабря 2010 года собранию правозащитников, представителей общественности, средств массовой информации и опубликованы информационным агентством «АКИ-press».
Материалы по итогам работы комиссии направлены Президенту Кыргызской Республики, размещены на сайте Омбудсмена.
Проведена специальная проверка по заявлениям правозащитников, о применении пыток в отношении задержанных за участие в массовых беспорядках, убийствах, поджогах. В ходе проведенной инспекции сигналы правозащитных организаций «Кылым Шамы», «Граждане против коррупции», «Голос свободы», «Справедливость» и ряда других НПО не нашли своего подтверждения. При встречах и беседах задержанные, о которых говорили правозащитники, факты применения к ним пыток не подтвердили.
В деятельности Омбудсмена нашли отражение и события апреля 2010 года. Сотрудники Аппарата Омбудсмена вели постоянный мониторинг, находясь непосредственно в местах противостояния сторонников оппозиции и правительственных сил в районе «Форума», на площади «Ала-Тоо».


7 апреля 2010 года Акыйкатчы (Омбудсмен) дважды посетил ГКНБ с целью освобождения лидеров оппозиции. Не найдя поддержки у председателя комитета М.Суталинова, получив категорический отказ, он резко поставил вопрос перед премьер-министром Д.Усеновым, руководителем Администрации Президента К.Жороевым и другими руководителями о немедленном освобождении лидеров оппозиционных партий из СИЗО ГКНБ. Но к мнению Акыйкатчы не прислушались и применили оружие против восставших.
Омбудсмен постоянно ставил вопросы защиты и восстановления нарушенных прав человека и гражданина перед руководством страны.
Так, по результатам работы созданной им специальной комиссии по событиям в городе Балыкчи перед руководством страны был поставлен вопрос о нарушениях прав человека. При этом отмечено, что и со стороны оппозиции были допущены нарушения.
Не остались без внимания события, произошедшие в селе Петровка Московского района Чуйской области. Несколько раз Омбудсмен посетил это село, встречался с жителями, принимал меры по примирению сторон. Была проведена большая индивидуальная работа как с кыргызами, так и с курдами.
Проведено несколько собраний, на которых обсуждались пути примирения сторон. Со стороны власти жестко поставлен вопрос о депортации 50 семей в течение 24 часов.
Усилиями правозащитной общественности, Омбудсмена и государственных органов в селе Петровка восстановлен мир, и 47 семей курдской национальности остались жить в этом селе. Только три семьи выселены из села Петровка.
В своих письмах Президенту Кыргызской Республики «О Курултае, организованном объединенной оппозицией», «О встрече премьер-министра Д.Усенова с жителями Нарынской области», «О задержании активистов партии «Ак Шумкар», «О событиях в городе Балыкчи» и по ряду других вопросов, связанных с реализацией прав человека, Омбудсмен старался донести до него реальную ситуацию, которая складывалась в регионах и в стране. Однако адекватной реакции на эти сообщения не было.
Непродуманная ценовая политика, необоснованный рост цен на основные коммунальные услуги, продукты питания, падение уровня жизни населения привели к свержению прежней власти.


Акыйкатчы (Омбудсмен) приложил немало усилий урегулированию ситуации на юге страны. 12 июня со своими сотрудниками выехал в город Ош. Применяя метод народной дипломатии, он посетил кварталы, подвергшиеся погромам и насилию, где компактно проживают как кыргызы, так и узбеки. В эти дни проведено более 30 встреч с жителями Оша. В ходе акций по примирению сторон Омбудсмен вместе со своими сотрудниками освободил 29 заложников. Он участвовал в эвакуации иностранных студентов, обучающихся в ВУЗах города Ош.
Проведены мониторинговые мероприятия по референдуму, парламентским выборам. На основе полученных результатов были сделаны публичные заявления о том, что и на референдуме, и в процессе выборной кампании грубых нарушений прав человека и гражданина не отмечено, выборы прошли в основном в условиях свободного волеизъявления граждан, без административного вмешательства. Вместе с тем, по ряду вопросов, касающихся нарушений законодательства, прав отдельных членов политических партий, были направлены письма Президенту КР, ЦИК и в Министерство внутренних дел. Вопросы, соблюдения прав человека во время проведения выборной компании обсуждены на круглом столе с представителями политических партий.
В соответствии со Стратегическим планом развития Института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики на 2008-2013 годы ключевым звеном своей деятельности Омбудсмен считает работу с обращениями граждан.
Письменные и устные обращения граждан служат главным источником информации о нарушенных правах и являются убедительным мотивом для использования Омбудсменом предоставленных ему законом возможностей по защите прав граждан.
Из полученных обращений, почти пятую часть составляют жалобы, которые Омбудсмен Кыргызской Республики в соответствии с законодательством мог бы обоснованно отклонить по различным причинам. Но, учитывая сложившееся положение в республике после политических событий в апреле 2010 года и трагических событий в июне 2010 года на юге республики, ни одно обращение граждан не было отклонено.
В 2010 году в Аппарате Омбудсмена проводилась работа по совершенствованию организации документационного обеспечения и обслуживания деятельности Омбудсмена Кыргызской Республики, его заместителей, контроля исполнения обращений граждан, документов сотрудниками Аппарата Омбудсмена, подготовке исполненных документов к передаче на хранение в архив.
С 1 января 2010 года в Аппарате Омбудсмена осуществлен полный переход с журнальной системы регистрации и учета документов на автоматизированную компьютерную обработку документов, что позволило повысить оперативность и эффективность работы, вести детальный учет и контроль исполнения обращений граждан, документов и поручений в структурных подразделениях аппарата.
В целом, количество граждан, обратившихся к Омбудсмену письменно и устно в 2010 году, увеличилось в сравнении с 2009 годом незначительно – на 176 человек – и составило 12136 человек.
В 2010 году в адрес Омбудсмена Кыргызской Республики всего поступило 1862 письменных обращений граждан. В числе поступивших обращений 162 – коллективные, их подписали 5979 человек. Устные консультации получили 4457 человек.
Сведения
об исполнении письменных обращений граждан
поступивших Омбудсмену в 2010 году


п.н Наименование
организации Всего письменных обращений в.т.ч. коллективные Исполнено и снято с контроля %
кол-во
обращений кол-во
заявителей
1 Центр.Аппарат 1281 105 5246 982 76,7
Области:
1 Баткенская 93 7 133 89 95,7
2 Иссык-Кульская 102 11 42 84 82,4
3 Жалал-Абадская 72 7 50 60 83,3
4 Нарынская 106 7 285 91 85,8
5 Ошская 156 20 166 128 82,0
6 Таласская 52 5 57 46 94,2
Всего
по регионам 581 57 733 498 85,7
Итого: 1862 162 5979 1480 79,5

По результатам рассмотрения подавляющее большинство обращений граждан признаны обоснованными, по ним оказана реальная помощь. Исполнено 1480 обращений или 79,5%.
В сравнении с 2009 годом, возросло количество положительно решенных обращений граждан. Если в 2009 году они составляли 12,9%, то в 2010 году – 16,6%
Анализ поступивших обращений показывает, что подавляющее большинство обращений (99,5%) поступило от жителей с Кыргызстана, 0,5% – из стран СНГ, в географическом аспекте представлены все регионы республики. Сведения о поступлении обращений граждан в разрезе регионов представлены в таблице:


п.н
№ Откуда поступило Всего посту-пило обраще-ний
в 2010 г % Поступило обращений
в Центральный Аппарат в региональное представительство
1 г.Бишкек 620 33,3 620 -
2 Ошской области 219 11,8 63 156
3 Жалал-Абадской обл. 137 7,4 65 72
4 Баткенская обл. 120 6,4 27 93
5 Таласская обл. 83 4,5 31 52
6 Иссык-Кульская обл. 204 10,9 102 102
7 Нарынская обл. 168 9,0 62 106
8 Чуйская обл. 220 11,8 220 -
9 СНГ,зарубежье 10 0,5 10 -
10 Из мест
лишения свободы 76 4,1 76 -
11 Без указания адреса 5 0,26 5 -
Всего 1862 100 1281 581

Проведенный анализ содержательной части поступивших обращений свидетельствует о том, что ситуация с правами человека мало чем отличается от предыдущих лет. Так, почти каждое третье обращение, поступившее Омбудсмену, содержит жалобу на действие сотрудников силовых структур и судебных органов, выражает недоверие к принятым ими решениям. Претензии к сотрудникам милиции содержат 313 заявлений, к судебным органам – 219, к органам прокуратуры – 63, ГКНБ – 34 обращения.
Из числа обращений граждан 125 (6,7%) связаны с вопросами предоставления жилья и земельных участков под строительство жилых домов, в 116 (6,2%) обращениях содержатся жалобы на злоупотребление служебным положением, сообщения о коррупции, беззаконии, в 70 (3,8%) – содержатся жалобы на органы местного самоуправления.
В 2010 году больше стало жалоб по трудовым спорам – 67 или 3,6%; 61 или 3,3% – касаются работы социальных служб; 50 или 2,7% обращений – это жалобы на органы здравоохранения, 43 или 2,3% – в области образования.
В 2010 году в различные организации и учреждения направлено свыше 3500 исходящей корреспонденции, в.т.ч. запросов по расследуемым обращениям – 1552, ответов заявителям – 1206.
В различные организации, ведомства на действия должностных лиц направлено 24 Акта реагирования, против 13 в 2009 году.
В почте Омбудсмена немало обращений, поступающих из других стран.
Омбудсмен помогал решать вопросы экстрадиции наших соотечественников, осужденных и отбывающих наказание за рубежом. Так, по его ходатайству были возвращены на родину Досматов Кубатбек, Иминова Мадина отбывавшие наказание за совершенные преступления в Российской Федерации.
На стадии решения находится вопрос об экстрадиции Торогельдиева Урматбека по обращению его матери, проживающей в Джалал-Абадской области, и Айтиева Нурлана, за которого с ходатайством обратился айыл-кенеш Ошской области. Оба они осуждены и отбывают наказание в Московской области.
В своих обращениях к правительству Омбудсмен неоднократно отмечал непоследовательность в действиях органов власти в обеспечении доступа к земле, рассматривая его как один из возможных путей реализации права на «достаточное жилище». В этой связи характерным является факт волокиты с предоставлением земельных участков под индивидуальное строительство Фонду поддержки внутренних мигрантов «Семетей-интер».
В течение 2010 года особое внимание также было уделено выполнению второй фазы трехгодичной Программы технической поддержки, разработанной и принятой совместно с ПРООН (Программа Демократического Управления), ЮНИСЕФ, УВКПЧ, ЮНИФЕМ и УВКБ на 2008-2010 годы.
1 апреля 2009 года было подписано соглашение о технической помощи институту Омбудсмена между Омбудсменом (Акыйкатчы) и Программой ООН «Демократическое управление», ЮНИСЕФ, УВКПЧ ООН, УВКБ ООН, ЮНИФЕМ, Программой ООН по ВИЧ/СПИД.
По результатам выполнения условий этого соглашения институт Омбудсмена должен получить статус «А», который дает ему право вступить в Международный координационный комитет национальных правозащитных институтов.
В конечном итоге институт Омбудсмена Кыргызской Республики будет аккредитован ООН, что дает возможность участвовать в работе договорных органов ООН по правам человека и существенно влиять на решение вопросов оказания донорской помощи Кыргызстану.



Первый этап реализации плана технической помощи предусматривал в основном обучение работников Аппарата Омбудсмена, совершенствование организационной структуры института, модернизацию информационно-компьютерного оборудования, внедрение электронного документооборота, программного обеспечения, установления партнерства и рабочих контактов между Омбудсменом и ключевыми государственными органами, гражданским обществом.
Согласно Программе в течение года все работники Аппарата прошли обучение в рамках данного проекта, обновлен парк компьютерного оборудования, каждый работник аппарата получил возможность пользоваться программой «Токтом», имеет электронную связь. Восстановлен веб-сайт Омбудсмена.



Разработаны в соответствии с международными стандартами такие внутренние нормативные документы, регулирующие деятельность Аппарата, как новая редакция Положений об Аппарате Омбудсмена и его структурных подразделениях, Регламент работы Аппарата Омбудсмена. Все это, безусловно, способствует повышению эффективности работы.
Одним из приоритетов в работе института Омбудсмена было и остается расширение и укрепление отношений с представителями гражданского сектора, всемерное содействие деятельности НПО, продвижение их инициатив в защите прав человека, активизация работы общественных структур при Омбудсмене.
При Акыйкатчы созданы общественный Совет правозащитников, Совет по защите прав студентов и молодежи, Совет по делам религий, Совет по работе с лицами с ВИЧ/СПИДом, Совет по культуре, литературе и искусству, Общественный Совет по гендерному развитию. Создается Общественный Совет при Омбудсмене по защите прав журналистов, Общественный Совет по защите прав иностранцев из стран, не имеющих посольство в Кыргызстане.
В двенадцати ВУЗах страны избраны студенческие Омбудсмены, во всех областях при Представительствах Омбудсмена действуют Советы правозащитников.
Налажено сотрудничество с Ассоциацией Кризисных Центров по вопросам защиты от насилия в семье и гендерной дискриминации. Наиболее продуктивна в этом направлении совместная деятельность кризисных центров и региональных представительств Омбудсмена в Ошской, Баткенской, Джалал-Абадской областях.
Сотрудниками Аппарата проведен мониторинг положения трудовых мигрантов, находящихся в г.Алма-Ата и Алматинской области. В ходе поездки в Генконсульстве Кыргызстана в г.Алма-Ата состоялись встречи с сотрудниками консульства с руководителем общественного фонда кыргызской диаспоры «Кыргыз-Ата», лидерами трудовых мигрантов и предпринимателями, работающими на рынках г.Алма-Ата. В ходе этих встреч обсуждены насущные проблемы кыргызских граждан, находящихся в Казахстане.
По официальным данным казахстанских миграционных служб, только в г.Алма-Аты и Алма-Атинской области проживают и работают 5-6 тысяч кыргызстанцев, а по данным кыргызской стороны, эта цифра составляет 10-13 тысяч человек.
Представители Омбудсмена КР также ознакомились с жизнью, бытом и соблюдением прав трудовых мигрантов в Чиликском районе Алма-Атинской области. Проблемы кыргызских трудовых мигрантов были доведены до участников круглого стола по вопросам взаимодействия власти и неправительственных организаций, который прошел с участием Президента Кыргызской Республики. По результатам мониторинга с учетом вопросов, поднятых трудовыми мигрантами, направлены письма в соответствующие министерства.
Значительно расширились и укрепились международные связи с национальными правозащитными институтами других стран. В течение прошедшего года Омбудсмен КР посетил Швецию, Китай, Филиппины, Швейцарию, Таиланд, Грузию, Армению и Азербайджан. На встречах с Омбудсменами зарубежных стран шел активный обмен опытом работы, поиски новых форм и методов правозащитной деятельности.
В составе официальной делегации Кыргызской Республики при докладе Кыргызской Республики по Универсальному периодическому обзору, на заседании Совета по правам человека ООН в Женеве Омбудсмен выдвинул ряд инициатив по внедрению требований международных норм в действующее законодательство Кыргызской Республики, рассказал о ситуации с правами человека в стране.
В рамках культурного обмена с 8 по 13 июля 2010 г. состоялась поездка совместной делегации Института Омбудсмена и кыргызских манасчы в КНР (СУАР) для встречи со сказителем-манасчы Жусуп Мамаем.
В середине июля 2010 года в Малайзии (г.Куала-Лумпур) прошло обсуждение основных принципов деятельности Омбудсменов Азии, в котором приняли участие представители Институтов Омбудсменов Кыргызстана и Азербайджана как новые члены Азиатской Ассоциации Омбудсменов.
Делегация Института Омбудсмена КР 24-25 августа 2010 года участвовала вместе с представителями семнадцати стран в Региональной Конференции Азиатской Ассоциации Омбудсменов (ААО), проходившей на Филиппинах (г.Манила). Здесь Акыйкатчы выступил с предложением создать Евразийскую Ассоциацию Омбудсменов с центром в Бишкеке. По итогам работы конференции была принята декларация ААО с подведением итогов проекта Технической помощи Институтам Омбудсменов в Азии.
На прошедшей 9 сентября 2010 года в Узбекистане (г.Ташкент) Международная конференция «Роль Института Омбудсмена в построении гражданского общества» делегация Института Омбудсмена Кыргызской Республики сделала сообщение о мерах, принимаемых в республике по установлению мира и порядка в южном регионе страны.


Установлены деловые партнерские отношения в области международной защиты прав человека в ходе поездки делегации Института Омбудсмена КР по Кавказскому региону с 23 сентября по 1 октября 2010 года. Кыргызская делегация приняла участие Международной конференции «Роль и влияние Института Омбудсмена в развитии защиты прав человека», посвященной памяти Януша Кочановского – Омбудсмена Польши.
Акыйкатчы принял участие в Региональной встрече национальных правозащитных институтов стран Кавказа и Центральной Азии, посвященной проблеме «Развитие национальных меньшинств и гендерное равенство. Роль независимого и эффективного правозащитного института».
Сотрудники Аппарата Омбудсмена приняли участие в заседании круглого стола в столице Хорватии г.Загреб, где рассматривался вопрос внедрения национальных превентивных механизмов противодействия пыткам на национальном уровне. По результатам поездки с помощью программы «Демократического управления ООН» открыт и начал работать специальный блог противодействия пыткам на сайте «Namba.kg».
Осуществлен ряд мер по повышению потенциала Аппарата, оптимизации его организационной структуры и штатной численности Аппарата Омбудсмена. В результате проведенной реорганизации Аппарата и утверждения его новой структуры удалось, прежде всего, охватить те сферы прав и свобод граждан, которые прежде выпадали из поля зрения Омбудсмена или были недостаточно четко выстроены в деятельности Аппарата.
За счет сокращения отдельных должностей центрального Аппарата была увеличена штатная численность представительств Омбудсмена по отдельным областям. При этом учитывалась отдаленность населенных пунктов от областного центра, численность населения и другие особенности регионов.
На 1 января 2011 года в Аппарате Омбудсмена с учетом региональных предста-вительств по штату числится 121сотрудник, из них государственных служащих 79.
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственной службе» для укомплектования штата квалифицированными кадрами были проведены конкурсы на 20 вакантных должностей, а также была проведена аттестация сотрудников Аппарата на соответствие занимаемой должности. Всего прошло аттестацию 29 сотрудников.
Однако не все намеченное удалось реализовать надлежащим образом. Не все сотрудники Аппарата Омбудсмена оказались готовыми работать в новых условиях.
Не налажен предусмотренный планом Стратегического развития регулярный анализ судебных процессов. Присутствие в судебных заседаниях разных инстанций занимает треть рабочего времени работников Аппарата Омбудсмена. Однако результаты не трансформируются в аналитический материал, позволяющий объективно оценить ход судебной реформы и состояние национального правосудия.
Согласно п.6 ст.8 Закона Кыргызской Республики «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики», «Омбудсмен (Акыйкатчы) имеет право запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, общественных объединений и политических партий сведения, материалы и документы по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения заявления или жалобы», а также в соответствии с п.1 ст.12 указанного Закона «все органы государственной власти обязаны в срочном и приоритетном порядке оказывать помощь Омбудсмену (Акыйкатчы) в его расследованиях и инспекциях».
Отказ, некачественный ответ, или ответ, представленный за подписью некомпетентного лица, на запрос Омбудсмена (Акыйкатчы) расцениваются как воспрепятствование работе Омбудсмена (Акыйкатчы). Однако не все органы и их должностные лица относятся к данной норме закона с ответственностью. Часто приходится сталкиваться и с фактами, формальной отписки госорганов на запросы Омбудсмена КР без рассмотрения поступивших сигналов по существу.
Так, в соответствии со ст. 108 Конституции Кыргызской Республики, п.п.6,8 ст.8, п.п.1,4 ст.12 Закона Кыргызской Республики «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики», в адрес начальника Чуйской области было направлено письмо за исх. №15-1671 от 19.08.2010 года, предоставить информацию о результатах рассмотрения представления прокурора Чуйский области, направленного в их адрес за исх. №8-138 от 06.05.2010 года, об устранении нарушений закона при расследовании уголовного дела по убийству Н.Байтемирова.
Однако, ответ, представленный за подписью начальника следственного отдела УВД Чуйской области П.Орозакынова, написан юридически неграмотно, не по существу, не соответствует запрашиваемой информации. К тому же, он и не имел права подписывать исходящий документ.
Согласно поручению Жогорку Кенеша предполагалось осуществить совместно с Правительством разработку Концепции защиты прав человека в Кыргызской Республике на 2010-2020 годы. В связи с тем, что не было правительства эта работа до конца не доведена.
Не завершено исполнение Постановления Жогорку Кенеша по докладу Омбудсмена в части разработки совместно с Министерством образования и науки государственного образовательного стандарта на введение специального курса по правам человека, а также – проекта Государственной целевой программы «Правовое просвещение и образование в области свобод и прав человека и гражданина в Кыргызской Республике».
Стратегический план предусматривает тесное сотрудничество с гражданским сектором, с правозащитными неправительственными организациями.
Действительно, НПО накопили уникальные знания о положении дел с соблюдением конкретных прав и свобод, на защите которых в основном специализируются. И для института Омбудсмена очень важно использовать эти знания для совершенствования государственной правозащитной практики.
Следует подчеркнуть, что сотрудничество института Омбудсмена с различными представителями гражданского сектора основано на строгом соблюдении Конституции, законодательства Кыргызской Республики, на стремлении сблизить позиции общественных объединений и государственных органов по интересующим их вопросам, устранить посредством конструктивного диалога разногласия и наладить согласованную, скоординированную работу.
Неправительственные организации являются связующим звеном не только внутри гражданского сектора, но и способствуют оптимизации отношений между властью и обществом.
Вместе с тем не всегда и не во всем Омбудсмен может и должен идти с ними в одном строю. А это неадекватно, а порой весьма болезненно воспринимается лидерами НПО. Они зачастую забывают о том, что Омбудсмен не оппозиционер, а оппонент власти.
Так, в определенной степени разошлись позиции Омбудсмена и лидеров ряда правозащитных НПО в оценке июньских событий на юге Республики. Но, надо полагать, последующий беспристрастный анализ и объективная оценка происшедшего расставит все по своим местам.
По аналогичным причинам не сложились отношения с Советом правозащитников при Омбудсмене, который с февраля 2010 года прекратил свое существование. В связи с выходом Омбудсмена из состава Совета по правам человека (Датский Совет по правам человека) приостановлено сотрудничество с ним.
В декабре 2010 года подведены предварительные итоги проекта по оказанию технической помощи институту Омбудсмена. Эксперты партнерских международных агентств отметили, что планы в значительной мере выполнены, но не полностью.
Все недостатки и упущения в работе в 2010 году будут учтены в плане на 2011 год, имеющем целевую направленность на реализацию Стратегического плана развития института на 2008-2013 годы.

Глава I.
Мониторинг и оценка состояния прав человека и гражданина
в Кыргызской Республике

§1. Мониторинг деятельности государственных органов по соблюдению прав и свобод человека и гражданина

Фактически со дня обретения независимости Кыргызстан оказался ввергнутым в анемичное состояние. При активной и навязчивой помощи многочисленных консультантов-реформаторов страна потеряла управляемость и оказалась в полной финансовой зависимости от стран-доноров.
Руководству страны не удалось решить наиболее важные текущие и исторические задачи. Не достигнута политическая консолидация элитарных групп и единства нации.
Не удалось выстроить эффективный государственный аппарат и поставить заслон коррупции, которая остается одной из самых высоких среди постсоветских государств.
Не достигнуто ощутимого снижения уровня бедности и безработицы. Нет продвижения в развитии экономической и социальной сфер.
Кыргызстан, по оценкам экспертов ООН и других международных организаций, входит в десятку беднейших стран мира. Улучшение социально-экономического положения больше декларируется, чем подкрепляется практическими действиями. Идет непрерывное и циничное обогащение определенной узкой группы лиц. В их руках концентрируются финансовые и материальные блага в ущерб большей части населения, что тормозит экономическое развитие, усиливает социальное напряжение.
Значительная часть наиболее активного трудоспособного населения находится на заработках в России, в Казахстане. Их денежные переводы составляют более миллиарда долларов. Это довольно весомая доходная часть бюджета государства, и обратный наплыв так называемых «гастарбайтеров» грозит обернуться непредсказуемыми социально– политическими последствиями.