«Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы(Омбудсменом)»

Доклад Омбудсмена на тему: «Оценка состояния прав человека в Кыргызской Республике в 2008 году»

Доклад Омбудсмена на тему: «Оценка состояния прав человека в Кыргызской Республике в 2008 году» PDF Печать
Государственная политика в области защиты прав и свобод человека и гражданина является одним из самых приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, составной частью социально-экономического развития и внутриполитической деятельности. Соответствующие гарантии прав и свобод человека изложены в нормах Конституции Кыргызской Республики, национальном законодательстве и международных документах по правам человека, к которым наша республика присоединилась. Из девяти основных международных договоров по правам человека наша республика присоединилась к семи.
Анализ обращений и жалоб граждан поступивших к нам, а также сведений из других источников (средств массовой информации, государственных органов, неправительственных и международных организаций и проч.) дают основание утверждать, что позитивные изменения в социально-экономической сфере, укрепление законности в деятельности структур власти, а также совершенствование национального законодательства, его приведение в соответствие с нормами международного права ведут к сокращению социальной почвы для нарушений прав и свобод.
Предыдущие годы работы нашего института наглядно показали, что действующее законодательство требует постоянного мониторинга и своевременных доработок, приведения в соответствие с Конституцией и международными стандартами в области прав и свобод человека.
Прошлый год был трудным для нашей республики. Республика оказалась на грани энергетического кризиса. Этот фактор повлиял на общественно-экономическую ситуацию в целом, в том числе и на ситуацию с правами человека.

Достижения.

Прошлый год стал для всего человечества годом историческим. Весь мир отметил 60-летие принятия Всеобщей декларации прав человека. Наша республика не осталась в стороне. Согласно Указу Президента КР в стране были проведены мероприятия, посвященные этой дате.
Положительным моментом стала всесторонняя поддержка правозащитной деятельности Омбудсмена Администрацией Президента, Правительством и Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.
В направлении улучшения ситуации в прошлом году были сделаны существенные шаги. Была разработана и утверждена Стратегия развития страны. Была принята новая концепция национальной безопасности Кыргызской Республики.
Мы приветствуем принятие в этом году парламентом Закона «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Прогрессивным шагом стало и принятие Закона «О защите банковских вкладов (депозитов)», направленная на охрану прав вкладчиков банков, и принятие Закона «О государственном социальном заказе», направленная на внедрение в республике системы аутсорсинга. В конце года в рамках эффективной защиты основополагающих прав граждан на собственность Президентом республики были подписаны соответствующие указы.
С мертвой точки сдвинут вопрос реализации статьи 38 Закона Кыргызской Республики «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» о создании службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах.
Особым достижением государства можно отметить отмену смертной казни в 2007 году, политику, направленную на гуманизацию уголовного законодательства Кыргызской Республики, проводимую реформу судебной системы, расширение полномочий судов (в июле этого года был принят новый конституционный закон о судьях и закон о судейском самоуправлении) учреждение Национального совета по делам правосудия и Совета судей, разработка проекта нового закона о прокуратуре, создание рабочей группы по проектированию нового закона о собраниях и митингах.
В отношении обеспечения гендерного равенства был принят Закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин».
По линии МИД в комитеты ООН представлены национальные периодические доклады КР в области защиты прав человека.
В рамках мероприятий по борьбе с пытками уже начата кропотливая работа по реализации Национального превентивного механизма, регламентированная Факультативным протоколом Конвенции против пыток.
Я как Омбудсмен выражаю благодарность руководству республики в оказании политической поддержки главному национальному институту по правам человека.
Отмечу, что значимым явлением в жизни страны стало открытие представительства Управления верховного комиссара по правам человека ООН в Кыргызстане, при содействии которого (а также ПРООН) был разработан Стратегический план развития нашего Аппарата на 5-летний период. В ближайших планах нашего института намечено получение аккредитации в Международном координационном комитете для национальных институтов по правам человека.

Актуальные проблемы в сфере защиты прав человека.

Несмотря на достигнутые успехи, нельзя сказать, что все с правами человека у нас хорошо. Как показала историческая практика бесцеремонное ущемление прав человека неизбежно ведет к торможению социально-экономического развития государства.
Объективными факторами социально-экономической и политической жизни страны, угрожающей улучшению ситуации с правами человека в республике, могут стать:
- низкий уровень развития и отсутствие стабильной поступательной динамики социально-экономических процессов, продовольственного и энергетического кризиса, в итоге приведшего к спаду национальной экономики, призванных сформировать фундаментальную основу соблюдения прав и свобод человека в Кыргызской Республике;
- социальное и имущественное расслоение населения, распространение бедности, неадекватные социально-культурная и экологическая среда;
- распространенность коррупции на всех уровнях государственного аппарата может нанести значительный и невосполнимый урон соблюдению прав человека в Кыргызской Республике;
- ограничение свободы слова, принятие несоответствующих Конституции страны законов и подзаконных актов (к примеру, поправок в Закон о митингах), аресты участников мирных собраний, правовая неграмотность по правам человека в Кыргызстане являются источником торможения улучшения ситуации с правами человека.
13 июня 2008 года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики принял Закон «О внесении дополнений и изменений в Закон Кыргызской Республики «О праве граждан собираться мирно, без оружия, свободно проводить митинги и демонстрации». Несмотря на неоднократные обращения Омбудсмена к Президенту по поводу несоответствия некоторых норм данного Закона Конституции Кыргызской Республики и международным договорам по правам человека, участником которых является наша республика, Закон был подписан. На основании этого Закона мэрия г. Бишкек принимает постановление по ограничению проведения митингов и собраний. Если раньше мирные митинги и собрания могли проводить сотни и тысячи человек, теперь даже единичных участников митинга арестовывают. Ярким примером является «неисправимый организатор несанкционированных митингов» М. Кулешов, в задержании которого участвуют целые наряды милиции.
На основании норм этого Закона задерживаются и привлекаются к административной ответственности активисты общественных организаций, лидеры и члены оппозиционных движений. Свидетельством этому являются последние события в Таласе.
Однако Президент как гарант Конституции, прав и свобод человека в республике все же прислушался к мнению Омбудсмена и общественности страны и поручил Правительству доработать Закон. В этих целях 2 октября 2008 года Правительство постановило образовать рабочую группу по рассмотрению предложений общественности и их внесению предложений в указанный Закон. Руководителем группы был определен Омбудсмен. По итогам работы правозащитники Д. Кабак и А. Эсенгельдиев разработали проект нового Закона «О собраниях» и внесли на рассмотрение рабочей группы. Кроме того, проект Закона был направлен на экспертизу в Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ.
Гонения на участников мирных митингов и собраний со стороны правоохранительных органов, судебные процессы над лидерами оппозиции вызывает озабоченность общественности. Этими действиями правоохранительные органы оказывают медвежью услугу Президенту и властям республики.
Вызывает озабоченность и норма статьи 27 Закона «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах» об обязанности военнослужащими оказывать помощь правоохранительным органам не только по защите жизни, здоровья и достоинства человека, но и по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности.
Обеспокоенность вызывает также продолжающаяся проблема рейдерства.
Сложившаяся ситуация в тенденциях развития криминогенной ситуации в республике, приобретшая преимущественно негативный характер (громкие заказные убийства, похищение людей, борьба региональных и транснациональных преступных группировок за сферы влияния, наркотрафик, усложнение ситуации в закрытых учреждениях системы ГУИН, приведшей к громкой отставке руководства Министерства юстиции, незаконная торговля и оборот оружия, потоки нелегальной миграции, а также работорговля), создает реальную угрозу по обеспечению граждан права на безопасность.
Особую озабоченность вызывает социальная незащищенность работников системы ГУИН, являющихся самыми низкооплачиваемыми в структуре правоохранительных органов.
В практической работе при рассмотрении жалоб и заявлений граждан Аппарат Омбудсмена столкнулся со злободневной проблемой, касающейся работы правоохранительных органов. До сих пор выявляются факты беспримерного умаления прав граждан органами, призванных охранять эти права.
Например, ИВС Нарынского ГОВД был отмечен тремя фактами смерти задержанных и одним фактом смерти задержанного в Кочкорском РОВД. Один из умерщих умер в больнице не приходя в сознание, после того как его доставили из ГОВД г. Нарын на скорой помощи. Со слов сотрудников милиции «он упал со стула на стол головой несколько раз». Остальные со слов сотрудников милиции были найдены повешенным в камере..
До сих пор одной из самых сложных и болезненных вопросов остается ситуация в системе здравоохранения, где право пациентов на качественное лечение может быть реализовано только при наличии «толстого кошелька». Особенно возмущает тот факт, когда под видом ремонтно-профилактических работ больницам отключают электричество. Требует пересмотра и политика оплаты труда медицинских работников.
Возмущение вызывает и ситуация с детским трудом. Недопустимо, когда в Кыргызстане, каждый пятый ребенок работает на улице по 8-12 часов в сутки. Из анализа режима работы детей видно, что 40,8 процента из них вовлечены в наихудшие формы детского труда, которые угрожают их физическому развитию.

Выводы.

В этой ситуации назревает необходимость разработки и принятия Национальной концепции защиты прав и свобод человека, которая будет представлять собой систему целей, стратегических направлений и приоритетных задач государства, форм и методов их реализации в области охраны и контроля основных и гражданских прав и свобод человека, основанных на анализе устойчивых тенденций, выявлении актуальных проблем и прогнозировании социально-экономических и политических последствий.
Необходимо отметить, что особое значение в сфере эффективной защиты прав и свобод человека, а также предотвращения их нарушений, занимает политика государства в области образования и правового просвещения. Наиболее приоритетным в плане создания целостной системы правового просвещения в области защиты прав и свобод человека представляется разработка и принятие государственной целевой программы «Правовое просвещение и образование в области прав и свобод человека и гражданина», а также создание национального информационного и учебно-аналитического центра по правам человека в Кыргызской Республике на базе Аппарата Омбудсмена (Акыйкатчы) с участием Министерства образования и науки, Национальной академии наук с привлечением экспертного и научного сообщества. Актуальным является также вопрос открытия на юридических факультетах ВУЗов кафедры по правам человека.
Необходимо проводить периодическое заслушивание в Жогорку Кенеше и в Совете безопасности Кыргызской Республики отчетов и докладов Правительства, Верховного суда, Генеральной прокуратуры при участии Омбудсмена о мерах по улучшению ситуации в области прав человека.
Следует проводить заслушивание в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики отчетов Правительства Кыргызской Республики по исполнению международных обязательств в области прав человека, соблюдение государственными органами международных обязательств по правам человека.
Необходимо поэтапное проведение среди государственных и муниципальных служащих, работников правоохранительных органов и судов просвещения по правам человека.
Государству следует принять активное участие в реализации Национального превентивного механизма по предотвращению пыток.
Рекомендуется рассмотреть вопрос ратификации Кыргызской Республикой Факультативного протокола к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах.
Особым достижением в сфере эффективной защиты прав граждан стало бы принятие нового Закона «О собраниях». В целях повышения судебной защиты прав человека необходимо принимать законы о присяжных заседателях и административных судах.
Рекомендуется по итогам презентации ежегодного доклада Омбудсмена, предпринять соответствующие меры в отношении должностных лиц, которые нарушают права граждан.