Об институте Омбудсмена

В ряде стран, если обратиться к современным словарям, омбудсменом называют специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод человека. Также это чиновник, рассматривающий претензии граждан к правительственным служащим. В отличие от других структур, он осуществляет контроль и ведет расследование с точки зрения не только законности, но и эффективности, целесообразности, добросовестности, справедливости. Подобные должностные лица могут называться по-разному: «омбудсмен» — в скандинавских странах; «народный защитник» — в Испании и Колумбии; «посредник» — во Франции; «адвокат» — в Румынии. 
Омбудсмен может избираться или назначаться различными способами. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться напрямую к омбудсмену. Обнаружив упущение или злоупотребление, омбудсмен указывает на это соответствующему органу или должностному лицу и предлагает их устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент. Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе. Во Франции граждане обращаются к посреднику не непосредственно, а через своего сенатора или депутата. 
В РФ аналогичный омбудсмену институт носит название Уполномоченного по правам человека

Шведские корни

Институт омбудсмена впервые был создан в Швеции в XVI веке и выполнял контрольные функции королевской власти по отношению к судебным чиновникам. Решающую роль в изменении статуса и компетенции омбудсмена в Швеции сыграл разгром шведов под Полтавой русской армией под предводительством Петра I. Король Швеции Карл XII на протяжении нескольких лет находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве пришла в упадок. Для наведения порядка среди чиновников и судей он учредил пост Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью правительственных чиновников. Основными принципами деятельности омбудсмена были провозглашены: верховенство закона; независимость от властей; ответственность государственных служащих за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, вплоть до судебного преследования. Омбудсмен получил звание канцлера юстиции и широкие полномочия по контролю органов правосудия и королевской администрации.

После смерти Карла XII в 1718 году в Швеции наступило парламентское правление; на протяжении определенного периода времени канцлера юстиции назначал парламент. Затем вновь наступила эпоха сильных королей, и уже они назначали канцлера юстиции. И лишь после войны с Россией, когда Швеция утратила территорию Финляндии, а король потерял трон, была принята Конституция, установившая баланс власти короля и парламента. Таким образом, в 1809 году в соответствии с Конституцией Швеции введен Институт омбудсмена юстиции, который был уже отделен от канцлера юстиции, подчиненного королю. Существенным отличием парламентского омбудсмена от канцлера юстиции стало то, что канцлер защищал интересы короля, а парламентский омбудсмен — интересы обычных людей от нарушений закона чиновниками. Омбудсмен юстиции назначался шведским парламентом (Ригсдагом) и был ему подотчетен. Омбудсмен осуществлял надзор за судами и административными органами, был наделен широкими прокурорскими полномочиями — обладал компетенцией возбуждения судебного производства против лиц, совершивших противоправные действия при исполнении должностных обязанностей.

Прошло почти два столетия, но и сегодня парламентские омбудсмены следуют основным принципам, которые сохранились с тех пор. В настоящее время статус парламентского омбудсмена (омбудсмена юстиции) практически не изменился. По-прежнему в соответствии с Конституцией Швеции омбудсменом юстиции может быть лицо, пользующееся широкой известностью и уважением в обществе. Омбудсмен избирается на 4 года, независим в своей деятельности, обладает чрезвычайными полномочиями и имеет доступ к любым, в том числе секретным, документам. Бюджет омбудсмена юстиции достаточно высок – около 10 млн долларов США, а зарплата — выше зарплаты судей Верховного суда. Как правило, парламентскими омбудсменами избираются бывшие судьи, в аппарате омбудсмена также работают в большинстве своем бывшие судьи, работники судов – высокопрофессиональные юристы. В то же время парламентский омбудсмен не обладает никакими привилегиями, может быть в любой момент досрочно отстранен от должности за противоправное поведение, чего, впрочем, ни разу за 200 лет существования института не случалось.

Институт Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики

Отдельное внимание следует уделить процессам создания института Омбудсмена на посткоммунистическом пространстве.

Так, первым здесь явился защитник прав граждан в Польше, начавший свою деятельность с 1988 г., а годом позже должность омбудсмена была учреждена в Венгрии. Затем аналогичные службы появились в Хорватии (1990 г.), Румынии (1993 г.), Литве (1994 г.) Национальные институты Омбудсмена позже были учреждены в бывшей Югославской Федерации, в Российской федерации, Узбекстане. Украине, Латвии, Грузии и Молдове. А в Эстонии был возрожден Институт канцлера юстиции. В 2001-2002 годах приступили к своим обязанностям омбудсмены Чехии, Словакии, Азербайджана, Казахстана и Кыргызстана. Сегодня около ста государств мира имеют такой институт. Хотя они и обладают различной степенью компетенции и правовым статусом.

31 июля 2002 года президент Кыргызской Республики подписал закон «Об омбудсмене (акыйкатчы) Кыргызской Республики». Закон был принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

21 ноября 2002 года состоялись выборы первого Омбудсмена (Акыйкатчы) КР.

По итогам выборов 13 декабря 2002 года первый Омбудсмен (Акыйкатчы) КР — Турсунбай Бакир уулу официально вступил в должность.

В 2008 году в связи истечением срока избрания Турсунбай Бакир уулу сложил полномочия Омбудсмена.

14 февраля 2008 года депутаты Жогорку Кенеша КР избрали Турсунбека Акуна Омбудсменом (Акыйкатчы) КР. Он приступил к исполнению обязанностей 21 февраля 2008 года.

27 июня 2013 года на основании решения временной депутатской комиссии Жогорку Кенеш КР досрочно освободил от занимаемой должности Акыйкатчы (Омбудсмена) КР Турсунбека Акуна.

31 октября 2013 года Жогорку Кенеш КР избрал Бактыбека Аманбаева новым Акыйкатчы (Омбудсменом) КР.

Однако 25 июня 2015 года Жогорку Кенеш КР принял решение о досрочном освобождении Бактыбека Аманбаева с занимаемой должности. 

30 декабря 2015 года парламент большинством голосов принял решение избрать на должность Акыйкатчы (Омбудсмена) КР Кубата Табалдиевича Оторбаева, возложив на него обязанности по обеспечению парламентского контроля за соблюдением прав и свобод граждан КР.

27 июня 2018 года Кубат Оторбаев добровольно сложил с себя полномочия Омбудсмена КР. Жогорку Кенеш незамедлительно рассмотрел его заявление и принял его отставку.

26 сентября 2018 года депутаты Жогорку Кенеша избрали Омбудсменом Токона Мамытова.

А 20 октября 2021 года Жогорку Кенеш досрочно освободил его с должности Акыйкатчи (Омбудсмена) Кыргызстана.

2 марта 2022 года Жогорку Кенеш избрал Атыр Абдрахматову Акыйкатчы (Омбудсменом) КР. Она также досрочна была освобождена от должности 3 мая 2023 года.

17 мая 2023 года  Жогорку Кенеш избрал Омбудсменом Кыргызстана Джамилю Джаманбаеву.